Кость в горло. Услужливость власти

Объем рынка платных административных услуг в Украине ежегодно составляет около 20 млрд. грн. Как минимум, около половины этих денег предприниматели платят чиновникам незаконно. С подобной коммерческой деятельностью можно и нужно бороться в судах

Грустная статистика

В июне 2006 г. Антимонопольный ко­митет Украины (АМКУ) опубликовал любопытное исследование: в Украине почти на 900 рынках услуг органы госу­дарственной власти и государственные хозрасчетные предприятия монопольно оказывают предпринимателям и насе­лению платные услуги. Более того, эк­сперты АМКУ резюмировали, что по­добную деятельность органов власти, по большому счету, никто не контро­лирует: в основном тарифы и цены на свои услуги чиновники устанавливают, руководствуясь собственными норма­тивными документами. Вследствие это­го потребители административных услуг платят бюджетным учреждениям с каж­дым годом все больше. Только в 2005 г. они перечислили почти 7 млрд грн., а в 2006 г. эта сумма составит более 8 млрд грн. (см. "Оплата услуг бюджет­ных учреждений..."). Причем, по оцен­кам главы АМКУ Алексея Костусева, еще больше денег ежегодно уплачивают предприниматели хозрасчетным пред­приятиям, создаваемым органами ис­полнительной власти и местного самоуправления, за проведение экспертиз, предоставление разрешений, согласова­ний и т.д. По мнению Алексея Косту­сева, существующая в Украине система платных админуслуг давно превратилась в инструмент дополнительного изъ­ятия средств у налогоплательщиков. При подготовке материала БИЗНЕС обратился в Кабмин, АМКУ, КРУ и Минэкономики с просьбой пре­доставить информацию о точном ко­личестве платных админуслуг. Ответ получили от АМКУ: по данным Коми­тета, оказывается приблизительно 200 подобных услуг. Но это без учета де­ятельности хозрасчетных предприятий. Кроме того, на одну и ту же услугу мо­гут существовать до десятка различных тарифов, в зависимости от срочности выдачи, сложности исполнения и количества документов. Так, к примеру, органы СЭС оказывают услуги по 738 различным тарифам. Как выяснил БИЗНЕС, провести ревизию всех плат­ных услуг органов власти правительство поручило еще в конце прошлого года Минэкономики. В министерстве этот вопрос курирует 1-й замминистра Сер­гей Романюк. К сожалению, в течение почти трех месяцев г-н Романюк так и не нашел времени на встречу с коррес­пондентами БИЗНЕСа.

Зато удалось выяснить одну интерес­ную деталь. Только четверть из всех предоставляемых чиновниками платных услуг предусмотрена законами Украины. При этом уста­новление размера платы за услуги пол­ностью отдано на откуп исполнительной власти и представляет собой довольно запутан­ную систему. "В соответствии с Зако­ном Украины "О налогообложении прибыли предприятий" Кабмин уполномочен устанавливать перечень платных услуг, предоставляемых органами исполнитель­ной власти, хозрасчетными единицами, органами местного самоуправления и т.д., — пояснил БИЗНЕСу советник по юри­дическим вопросам проекта "БИЗПРО" Александр Шабалков. — А специальными законами (например, Законом Украины "Об обеспечении санитарного и эпидеми­ческого благополучия населения") прави­тельство устанавливает тарифы на пре­доставление таких услуг ".

Но на практике своими постановлени­ями Кабмин чаще всего предоставляет право устанавливать тарифы соответству­ющим министерствам. К примеру, пра­вительственным постановлением ?798 от 15.05.2000 г. МинЧС дано право сов­местно с Минфином и Минэкономики устанавливать тарифы на предоставление платных услуг Государственной пожар­ной охраной. В свою очередь, минис­терства в соответствии с их положениями (ранее положения утверждались указами Президента, а с 01.01.06 г. — постановле­ниями Кабмина) могут утверждать тари­фы для предприятий и учреждений, ко­торые находятся в их сфере управления и уполномочены предоставлять админуслуги. Что касается органов местного са­моуправления, то они руководствуются нормами ст.28 Закона Украины "О мест­ном самоуправлении в Украине", со­гласно которой исполкомам дано право устанавливать тарифы на услуги, предо­ставляемые предприятиями и организа­циями коммунальной собственности.

 Ретроспектива

По мнению президента аналитического центра "Академия" Александры Кужель, основа для развития негативных явле­ний в системе админуслуг была созда­на вследствие принятия постановления КМУ ?659 от 17.05.02 г. "Об утверж­дении перечня групп собственных пос­туплений бюджетных учреждений, тре­бований относительно их образования и направлений использования". "Документ предоставил органам исполнительной влас­ти право зачислять средства, полученные в том числе и от предоставления плат­ных услуг, на специальные бюджетные счета. Это создало отрицательные эко­номические стимулы для расширения перечней платных услуг, коммерци­ализации тарифно-ценовой политики, Ц С открытого взимания с субъектов пред­принимательства дополнительных сборов и даже частичной легализации корруп­ции и взяточничества", — рассказала БИЗНЕСу г-жа Кужель.

После того как в ноябре 2002 г. пост премьер-министра занял Виктор Яну-кович, начали предприниматься первые попытки упорядочить систему админус-луг. В частности, распоряжением Кабми-на ?702-р от 12.12.02 г. был утвержден План мер по оптимизации хозяйствен­ной деятельности органов исполнитель­ной власти. Он предусматривал разра­ботку проекта решения об утверждении единого перечня платных услуг, правил их предоставления и т.д. Окончательный срок выполнения этих задач был запла­нирован на первый квартал 2004 г. Но министерства-исполнители оказались на редкость неотзывчивыми и не прос­то сорвали, а полностью проигнориро­вали график работ. Попытка номер два была сделана только четыре года спустя. В феврале 2006 г. правительство Юрия Еханурова одобрило Концепцию разви­тия системы предоставления админист­ративных услуг органами исполнитель­ной власти. В ней Кабмин прямо указал, что предоставление административных услуг на платной или безоплатной ос­нове, перечни административных услуг, а также размер платы за них должны определяться исключительно законами Украины. Однако по своей сути Кон­цепция носит рамочный характер и без документа, который регулирует порядок формирования тарифов на оказание админуслуг, не имеет никакого влияния. А на сегодняшний день ни один проект подобного документа не разработан. Бо­лее того, злосчастное правительственное постановление ?659 до сих пор остается действующим. Даже после так называе­мого ускоренного пересмотра регулятор-ной среды в сфере бизнеса. По словам Александры Кужель, Минфин, как раз­работчик этого документа, упрямо отка­зывается его отменять. 

Хозрасчетная порука

Но админуслуги, предоставляемые не­посредственно органами исполнительной власти, — это лишь вершина айсберга "коммерческой" деятельности отечест­венных чиновников. Большинство плат­ных админуслуг в Украине предостав­ляют не государственные служащие, а работники госпредприятий, учреждений и организаций. Они входят в сферу уп­равления соответствующих центральных органов исполнительной власти и имеют статус как бюджетных, так и хозрасчет­ных. Создают их, как правило, специ­ально для предоставления услуг, а затем делегируют соответствующие права.

Например, Госкомзем предоставил Центру государственного земельно­го кадастра право оказывать 10 из 11, или 90,91%, своих услуг. Среди них разработка нормативно-технической документации, проведение работ по паспортизации участков, проведение государственной землеустроительной экс­пертизы и др. В то же время, по словам экспертов, в течение последних лет про­явилась тенденция делегирования хоз­расчетным структурам функций, отно­сящихся исключительно к полномочиям органов государственной власти.

Эти структуры действуют на коммер­ческих принципах и преследуют единс­твенную цель: максимизацию прибылей. Яркий пример — деятельность госу­дарственных хозрасчетных предприятий — областных автотранспортных управ­лений, которые подчинялись Министерству транспорта. По сути, они были коммерческими представителями Госдепартамента автомобильного транспорта на местах и выполняли все возможные и невозможные функции: от осуществле­ния контроля за соблюдением условий лицензионной деятельности автопере­возчиками до предоставления услуг по ламинированию документов. После того как год назад начала полноценно рабо­тать Глававтотрансинспекция, област­ные автотранспортные управления ушли в небытие. А вместе с ними и неопреде­ленность их статуса. "В настоящее время созданы региональные транспортные инс­пекции, а регуляторное обеспечение возло­жено на Главные управления связи, транс­порта и энергетики облгосадминистраций и областные ассоциации автомобильных перевозчиков", — заявил БИЗНЕСу пре­зидент Всеукраинской ассоциации ав­топеревозчиков Виталий Рева. Однако после смены руководства в Минтранссвязи призрак областных автотранспортных управлений снова начал появляться. "Некоторые из высокопоставленных чи­новников инициируют возврат к старой схеме ", — отметил г-н Рева.

Схожая коммерческая жилка просмат­ривается в деятельности и других ми­нистерств. Среди них — Министерство строительства, архитектуры и жилищ­но-коммунального хозяйства Украины. Оно, в частности, выдает лицензии на строительную деятельность при помощи ГП "Укринвестлицензия". "После регистрации дела доверенное лицо будущего лицензиата направляют в ГП "Укринвестлицензия". О нем в Законе Украины ?3759 от 21.12.93 г. "О лицен­зировании некоторых видов хозяйственной деятельности" не сказано ни слова. Но заключение договора с ним является обя­зательным условием для получения лицен­зии, — рассказал БИЗНЕСу юрист ООО "Международная адвокатская компания Адвокат и Синиченко" Дмитрий Трикоз. Юристы утверждают, что если любознательный предприниматель захочет покопаться в законах Украины, то ровным счетом ни­чего не обнаружит в них о необходимос­ти подписания такого договора и оплаты услуги. Но почти сразу же столкнется с суровой реальностью — при отказе от подписания договора и оплаты услуги предприятие может быть не допущено на заседание комиссии или у него появится шанс остаться без лицензии. "Предпри­ятий, которые обращаются в ГП "Укрин­вестлицензия", в среднем в неделю около 200", — говорит Дмитрий Трикоз. Таким образом, на счете ГП "Укринвестлицен­зия" ежемесячно, по самым скромным подсчетам, оседает более 420 тыс.грн., или 5 млн грн. в год! Только после оп­латы счета инспектор ГП "Укринвест­лицензия" выносит пакет документов на обсуждение комиссии. В случае при­нятия положительного решения пред­приятие должно заплатить госпошлину за выдачу лицензии в размере 20 нмдг (в настоящее время — 340 грн.). И вот уже данная сумма зачисляется на расчетный счет Госказначейства и поступает в госу­дарственный бюджет Украины.

Эта ситуация повторяется при полу­чении лицензии на осуществление хо­зяйственной деятельности по оптовой, розничной торговле пестицидами и агрохимикатами. Органом лицензирования в данном случае является Министерс­тво аграрной политики Украины. Но на практике предприниматель, попав в ми­нистерство, с удивлением узнает, что чи­новники этого ведомства документы не принимают. Его направляют в Главную государственную инспекцию защиты рас­тений при МинАП (в законодательстве, регулирующем эту деятельность, об этом органе и, соответственно, о его полномо­чиях по приему документов нет никакого упоминания). В инспекции предприни­мателю предлагают заключить договор на оказание информационных услуг и про­ведение экспертизы материалов по полу­чению лицензии, а также оплатить счет на 60 грн. При этом в договоре указано, что услуги предоставляются заказчику "по желанию". "Здесь возникает ряд воп­росов, — говорит Дмитрий Трикоз. — Во-первых, почему экспертизу документов (да еще и по желанию) проводит не официаль­но указанное в постановлении Кабмина "О

перечне органов лицензирования " МинАП, а совершенно другой государственный орган. Во-вторых, согласно Закону Украины "О государственной службе", госслужащим запрещено заниматься коммерческой де­ятельностью. А подобные договоры с Глав­ной государственной инспекцией защиты растений (которая, в отличие от ГП "Укр­инвестлицензия ", является не госпредприя­тием, а государственным органом) носят именно коммерческий характер ".

Чего только стоит недавняя история с получением платных "справок о несу­димости" для оформления заграничных паспортов, которые предоставляло ГП МВД Украины "Ресурсы-Документ" (см. БИЗНЕС ?45 от 08.11.04 г., стр.24-26). 

Местное самоуправство

В упрямстве, с которым центральные органы власти устанавливают цены на разнообразные платные услуги, местные органы им ничем не уступают. В каждом регионе можно найти сотни примеров экспериментов местных властей с плат­ными услугами. Особенно прочувство­вали на себе это статичные автолюби­тели, после того как в сентябре 2004 г. Киевский горсовет решением ?47/207, в частности, предоставил коммунально­му предприятию "Киекюрсервис" право эвакуировать автомобили, припаркован­ные в неположенных местах, а также установил порядок оплаты таких "ус­луг". Тариф на эвакуацию авто составил 96 грн. (погрузка и выгрузка машины) плюс 6,3 грн. за 1 км перемещения. 30 августа 2005 г. Шевченковский районный суд г.Киева по иску столич­ного прокурора признал незаконными и упразднил "эвакуационные" нормы. А в декабре того же года Асехтяционный суд г.Киева подтвердит законность этого решения. Свое решение суд мотивировал тем, что ответственность занарушение Правил дорожного движения предусмот­рена Кодексом "Об административных правонарушениях" в виде предупрежде­ния или штрафа. И ни один госорган не имеет права устанавливать не предусмот­ренные законодательством дополнитель­ные обязанности (в данном случае — по оплате принудительного перемещения автомобиля). Но не тут-то было. Не соглашаясь с принятыми решениями Киевский гор­совет обратился с кассационной жало­бой в Высший административный суд Украины. В процессе подготовки дела к рассмотрению от прокуратуры г.Киева поступило заявление об отказе от адми­нистративного иска (и это после вступ­ления решения в законную силу). При таких обстоятельствах решение Шев­ченковского районного суда г. Киева от 30.08.05 г. и постановление Апел­ляционного суда г.Киева от 09.12.05 г. были отменены. Более того, с 5 июля 2006 г. КГГА повысила тарифы на эваку­ацию. Еще одним интересным примером спорного предоставления платных услуг является установление новых тарифов на парковку в столице. В соответствии с упомянутым выше решением Киевсовета, тарифы на пользование местами для платной парковки устанавливает опера­тор по согласованию с управлением по вопросам ценовой политики КГГА. "Со­гласовав" новые тарифы, Главное управ­ление ценовой политики КГГА 1 августа 2006 г. ввело дифференцированные тари­фы на парковку. В центре за час "постоя" (в зависимости от типа авто) должны были брать по 10-30 грн., в прилегаю­щих к центру районах — по 6-18 грн., а в "спальных" — по 3-10 грн. (см. БИЗНЕС ?33 от 14.08.06 г., стр.93). Уже на сле­дующий день АМКУ решил проверить обоснованность таких сумм. Ведомство провело оперативное совещание и вручило всем районным службам парковки официальные запросы с требованием на протяжении 10 дней обосновать повы­шение тарифов на свои услуги. И уже 7 августа почти все парковочные службы города добровольно вернулись к прежним тарифам. Впрочем, такой результат реа­гирования контролирующих органов на "коммерческую" деятельность чиновни­ков — скорее, исключение из правил. 

Перспективы

"Полного перечня услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, на сегод­няшний день не существует", — подтвер­дил БИЗНЕСу советник по юридическим вопросам проекта "БИЗПРО" Юрий По­тапенко. "И контроля за ними никто не осуществляет", — добавляет Александра Кужель. Поэтому немудрено, что в этой полной неразберихе предпринимателей и рядовых граждан вынуждают покупать множество административных услуг, ко­торые не предусмотрены законодательс­твом. Кроме того, как заявили БИЗНЕСу в Госпредпринимательства, цены на пре­доставление отдельных услуг чаще всего в несколько раз превышают фактические расходы на их оказание. По мнению эк­спертов, первоочередной задачей в сло­жившейся ситуации является разработка проектов и принятие основополагающих законов, которые должны определить ос­новы работы системы предоставления ад­министративных услуг. При этом необхо­димо предусмотреть, "что стоимость этих услуг не должна быть выше себестоимос­ти их оказания. По мнению большинс­тва опрошенных БИЗНЕСОМ экспертов, вряд ли стоит ожидать в скором времени упорядочения системы платных админуслуг по инициативе "сверху" — слишком многие чиновники зарабатывают на этом серьезные деньги. Как правило, во главе многих хозрасчетных предприятий стоят либо родственники, либо "свои" люди высокопоставленных чиновников ве­домств, курирующих эти конторы (в бли­жайших номерах БИЗНЕС подробно рас­скажет, как и на чем зарабатывают деньги несколько конкретных министерств). Но пока высокопоставленные чи­новники создают видимость работы над этой проблемой, у предпринимателей есть другая возможность ограничить свои расходы на услуги власти. "Инс­трументом борьбы с необоснованно уста­новленными административными услугами может (и должен) стать Закон Украины "О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной де­ятельности ", — говорит Юрий Потапен­ко. — Согласно документу, регуляторный орган, принимая решение об установлении административной услуги и взимании платы за ее оказание либо о повышении существующей платы, обязан подробно и тщательно аргументировать, по требо­ванию заинтересованных лиц, основания дм принятия такого решения, а также подготовить анализ регуляторного влия­ния, который должен сопровождать та­кой регуляторный акт. Его отсутствие будет являться серьезным основанием для последующей отмены такого решения в судебном порядке". Данную точку зре­ния поддерживает и Александра Кужелъ: "В результате проведенного исследования было выявлено, что центральные органы исполнительной власти на подавляющее большинство услуг, цены на которые они утвердили самостоятельно, не предоста­вили калькуляцию. Это может свидетель­ствовать о том, что определение цены на услуги не всегда основывалось на объек­тивно проведенных расчетах".

Кроме того, с 5 октября 2006 г. в силу вступает Закон ?2806 от 06.09.05 г. "О разрешительной системе в сфере хозяйс­твенной деятельности". Этот документ, в частности, предусматривает, что необ­ходимость получения документа разре­шительного характера устанавливается исключительно законами, регулирующи­ми отношения по получению таких до­кументов. И если получение разрешения не будет закреплено на законодательном уровне, то с указанной даты оно будет нелегитимным. Пока органы исполни­тельной власти не спешат упорядочивать собственную разрешительную деятель­ность и разрабатывать изменения в со­ответствующие законы. Таким образом, несколько сотен разрешений скоро авто­матически "пойдут под нож". Это значит, что у предпринимателей появится закон­ное право работать без получения (и, соответственно, оплаты) того или иного разрешения. Это касается, в частности, разрешений на размещение объектов торговли и сферы услуг, на работу штемпелъно-граверных мастерских, на оформ­ление заказов на изготовление печатей и штампов, на размещение, строительство, реконструкцию и функционирование объектов сервиса на землях дорожного хозяйства. Если, конечно, в ближайшее время парламент не отсрочит вступление в силу вышеуказанного Закона. 

О ЗАЩИТЕ ПРАВ

Дмитрий Трикоз,

юрист 000 "Международная адвокатская компания "Адвокат и Синиченко":

В нашем государстве практичес­ки каждый человек сталкивался с таки­ми понятиями, как "административные платежи", "государственная пошлина", или со словами госслужащего: "Опла­тите этот счет и вы получите нужную справку или разрешение". Но, наверняка, большинство никогда не задавались воп­росом о законности требования оплаты таких счетов и вопросом, а куда же идут эти деньги. Поэтому попавшим в такую ситуацию советую в первую очередь уточнять, на основании какого норма­тивно-правового акта требуют платеж и является ли он в соответствии с законо­дательством Украины обязательным. А в случае настойчивого требования оплаты, законность которой вызывает сомнение, необходимо обращаться за защитой сво­их прав в органы прокуратуры, правоох­ранительные органы или в суд.



"Б?знес" ?38 18.09.2006 р.
« повернутися
верс?я для друку
ЦВК про голосування вдома
03.02.2010
Досл?дування по 'Ел?та-центр'
27.01.2010
Укра?нський адм?нсуд зобов'язав визначитися з Груз??ю
26.01.2010
Штраф онлайн
22.01.2010
Обязательные платежи и налоги при покупке/продаже недвижимого имущества
23.11.2009
Документы для покупки/продажи квартиры
16.11.2009
Деяк? актуальн? питання права на земельну частку (пай)
01.07.2009
Цензоры лицензий
01.02.2008
  М?жнародна адвокатська компан?я "Жар?ков ? Компан?я"
01001, Укра?на, Ки?в, вул. ?нститутська 14
+380 44 253 28 91 (багатоканальний)
    
 © 1999 - 2009 Жар?ков ? Компан?я. Вс? права захищен?.
© 2009 зроблено у студ?? mc design.