Цензоры лицензий

По информации чиновников Минстроя, новая система лицензирования строительных и проектных организаций заработает с 1 января 2008 г. Новый порядок лицензирования регламентирован Постановлением Кабинета Министров Украины от 5 декабря 2007 года ? 1396 «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве». Сам же проект постановления был разработан Министерством регионального строительства и одобрен всеми профильными инстанциями.


Таким образом, законодатели от Минстроя, считают, что новая система позволит убрать с рынка около 10% компаний, уже имеющих лицензии. По словам замминистра Анатолия Беркуты, курирующего строительную отрасль, это будут в основном структуры, «созданные для ухода от налогов и работающие как конвертационные центры». Реальным же строителям новая система проблем, по его словам, не доставит.
Объясняет такой бескомпромиссный подход к лицензированию чиновники Минстроя, тем, что сегодня выдано 50 тыс. лицензий, а фактически зарегистрированы как исполнители строительно-монтажных работ всего 42 тыс. организаций. Более того, непосредственным выполнением строительных работ занимаются всего около 86% из этих 42 тыс., или менее 40 тыс. компаний.
Кроме того, новый порядок лицензирования предусматривает, что все компании, которые уже имеют лицензию, в течение полугода должны будут перерегистрировать ее. По словам начальника Государственной архитектурно-строительной инспекции Александра Бондаренко, это не создаст проблем действующим компаниям: «У того, кто действительно строит дома, лицензии никто не отнимет. Лицензию потеряет тот, кто взялся строить объект, но не имеет для этого ни техники, ни специалистов».
В тоже время, новая система предусматривает, что лицензии на сложные виды работ, например, экспериментальное высотное строительство или строительство особо важных инженерных сооружений — мостов, плотин и прочих,— будет выдавать центральная комиссия. Простые виды работ будут лицензировать местные органы. Компании, давно работающие на рынке и имеющие портфель реализованных проектов, смогут перерегистрировать лицензию без подачи полного перечня документов, предусмотренного для новичков.
Новый порядок имеет еще одно условие: новые компании должны получать лицензию и работать исключительно в том регионе, где они зарегистрировались. Через три года они смогут подать документы в центральную комиссию на получение лицензии на работу по всей Украине. По информации Минрегионстроя, в состав таких комиссий войдут высококвалифицированные специалисты строительной отрасли, однако порядок их работы пока не определен.
Но, несмотря на устроенный промоушен в СМИ минстроевских починов, таким нововведением довольны далеко не все. Все это напоминает историю месячной давности, о которой уже писала ХРОНИКА. Тогда Главная архитектурно-строительная инспекция фактически предписала всем строительным организациям обращаться за консультациями к частным структурам ею же определенным. Теперь же на лицо другое ограничение свободы телодвижений региональных застройщиков, которые только планировали выход на новые высоты рынка. Следует ли говорить о том, что подобные правила фактически очистят от малых и средних региональных застройщиков, прежде всего, столичный стройрынок и обеспечат крупным застройщикам стабильные сверхприбыли в течение нескольких лет (согласно новым правилам, минимум на три года). Именно в течение этого времени, согласно новым правилам лицензирования, региональные настройщики будут привязаны к региональным рынкам строительства, в существование которых уже никто не верит.
Также дополнительные препятствиями для малых и средних стройкомпаний станут также, изменения в порядке лицензирования, которые не конкретизируют основных требований ни к профессиональной квалификации кадрового персонала, ни к качеству и безопасности используемой строительной техники. Без этих «вводных» лицензионной комиссии будет чрезвычайно сложно прийти к выводу о способности или неспособности субъекта строительной деятельности выполнять заявленную ими работу. При всем этом, согласно пункту 24 предлагаемого порядка лицензирования, контроль над соблюдением лицензионных условий “будет осуществляться в порядке, утвержденном Минрегионстроем”. Но, как сообщили БИЗНЕСу в Минрегионстрое, и этот порядок, как и порядок проведения лицензионной экспертизы, еще не утвержден, а потому изменить порядок лицензирования и внедрить его в жизнь, как это планировалось, с 1 января 2008 г. при отсутствии разработанного правового механизма невозможно. Но, тем не менее, о необходимости перелицензирования уже говориться с самых высоких трибун. А это означает, что, скорее всего все будет решаться на уровне устных договоренностей, которые в украинской экономике временами заменяют ключевые элементы делопроизводства.
Таким образом, отсутствие правовых рычагов для перелицензирования стройкомпаний и фактическое отсутствие правовых механизмов для этого, создает условия для ручного управления строительной отраслью, как это было не единожды в Минстрое.

Глава наблюдательного совета “Международной адвокатской компании Адвокат и Синиченко” Андрей Адвокат (33)

Постановление Кабинета Министров Украины от 5 декабря 2007 года ? 1396 «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве» (в дальнейшем Постановление) изменяет порядок лицензирования строительной деятельности, что утвержденный Законом Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» ? 1775 от 01.06.2000 года. Возникает закономерный вопрос, как Постановление КМУ может иметь большую юридическую силу, чем Закон Украины. Ведь, порядок получения лицензий в Украине регулируется лишь Законом Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» или специальными законами относительно отдельных видов хозяйственной деятельности. Ст. 4 Закона отмечает, что основные направления государственной политики в сфере лицензирования, законодательные основы ее реализации определяет именно Верховная Рада Украины, а Кабинет Министров Украины осуществляет реализацию государственной политики в сфере лицензирования.
То есть, чтобы вынести порядок лицензирования строительной деятельности из-под сферы действия Закона необходимо внести изменения в ЗУ «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» и других нормативных актов и принять новый специальный закон (а не Постановление), где и отметить новый порядок лицензирования. С 1.01.2008 года должен вступить в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно осуществления государственного архитектурно строительного контроля и содействия инвестиционной деятельности в строительстве» от 16.05 2007 года ? 1026. 15 статьей данного ЗУ лицензирования строительной деятельности выносится из-под влияния действия ЗУ «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности».
То есть, с 1.01.2008 года, возникнет ситуация, что лицензирование строительной деятельности будет выведено из-под сферы действия ЗУ «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», но специального закона, что будет регулировать порядок получения таких лицензий, нет, а вместо него мы будем иметь сомнительную с юридической точки зрения и несогласованное с другими нормативными актами Украины Постановление КМУ. Нельзя не обратить внимание на некоторые изменения и нововведения указанные в этом Постановлении:
- Изменен орган лицензирования из Министерства строительства Украины на Государственную архитектурно строительную инспекцию Украины. Нужные изменения в Постановление КМУ от 14.11.2000 г. ?1698 «Об утверждении перечня органов лицензирования» утверждены не было.
- Согласно нового порядка, прежде чем обратиться к органу лицензирования, необходимо получить позитивный вывод экспертно-технической комиссии (которая должна быть создана при Госстройинспекции Украины) и приложить его к заявлению о выдаче лицензии. Изменения к Постановлению КМУ от 04.07.2001 г. ?756 « Об утверждении перечня документов, которые прилагаются к заявлению о выдаче лицензии отдельного вида хозяйственной деятельности» утверждено не было. Нет также положения об экспертно-технической комиссии. Нет порядка проведения лицензионной экспертизы. Нет положения о лицензионной комиссии нового органа лицензирования. Нет, также новых лицензионных условий строительной деятельности, которые должны быть согласованы с новыми порядком лицензирования этого вида хозяйственной деятельности.
Как при таком уровне подготовки это Постановление может набрать действие с 1.01.2008 года?
Кроме того, абсурдным выглядит распоряжение, указанное в Постановлении, относительно обязательного переоформления всех действующих лицензий выданных до 1.01.2008 г. на строительную деятельность!
Во-первых, в нашем государстве закон обратной силы не имеет. Если предприниматели получили лицензии по действующему закону (который, кстати, и в настоящее время действует), то зачем их обязывают эти лицензии переоформлять?
Во-вторых, в Законе «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» указано что, лицензии переоформляются лишь при изменении наименования и местонахождения лицензиата. Это, кстати, указано и в Постановлении. Таким образом, снова не понятно, как в одном нормативно-правовом акте могут существовать такие грубые противоречия.

Максим Бироваш



"Хроника" 02.2008 г.
« back
print friendly version
Publications
16.11.2009

11.11.2009
Аbout an epidemic
02.11.2009
Change in the set of numbers of telephones
09.10.2009
Обязательные платежи и налоги при покупке/продаже недвижимого имущества
23.11.2009
Документы для покупки/продажи квартиры
16.11.2009
Деяк? актуальн? питання права на земельну частку (пай)
01.07.2009
Цензоры лицензий
01.02.2008
  Адвокат